Музейно-образовательная деятельность
Одним из важных направлений в деятельности Сернурского музея является партнерство с детскими дошкольными и образовательными учреждениями п. Сернур и Сернурского района. Основной категорией посетителей музейного комплекса являются дети. Перед работниками музея стоит важная задача – научить детей не только слушать и смотреть, но и услышать и увидеть то, о чем рассказывается. Для этого музейные работники стараются применять различные формы проведения занятий с детьми. В нашей практике широко используются мастер-классы, разрабатываются музейно-образовательные программы, организуются мобильные выставки из серии «Выставка одного экспоната», «Выставка одной картины», «Музей в чемодане», проводятся на занятиях конкурсы, викторины и др. В течение 2013 года сотрудниками музейно-выставочного комплекса было проведено более 100 лекционных занятий в школах п. Сернур с использованием видеопрезентаций, составленных на материалах музея, разработана и прошла опробацию музейно-образовательная программа «Сернур в судьбе поэта Н.А.Заболоцкого, проведено более 10 мастер-классов по различным направлениям декоративно-прикладного творчества как на занятиях в школах, так и в музее.
Перечень лекций по истории Сернура и Сернурского района
1. |
История п. Сернур и Сернурского района. (6-7 лет, 1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
2. |
История земской больницы (5-8 кл., 9-11 кл.) |
3. |
29 октября – День рождения комсомола (5-8 кл., 9-11 кл.) |
4. |
Памятники п. Сернур и Сернурского района. (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
5. |
Волостная управа Сернура (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
6. |
Старый добрый Сернур в фотографиях (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
Перечень лекций по военно-патриотическому воспитанию
1. |
Герои Советского Союза Сернурского района (обзорная) (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
2. |
Афганистан живет в моей душе (5-8 кл., 9-11 кл.) |
3. |
Голос Сталинграда (5-8 кл., 9-11 кл.) |
4. |
Праздник белых журавлей с мастер-классом оригами (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
5. |
Герой Советского Союза М.В.Онучин (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
6. |
Партизанка М.Д.Натунич (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
7. |
Контр-адмирал Кузнецов А.А. |
8. |
Без вести пропавший – известен (С.Росляков) |
Перечень лекций по краеведению, этнокультуре
1. |
Марийский народный костюм. (6-8 кл., 9-11 кл.) |
2. |
Рушник – дрога жизни (презентация) (5-8 кл., 9-11 кл.) |
3. |
Шымакш-соединение трех миров (с видеофильмом) (5-8 кл., 9-11 кл.) |
4. |
Дорогами холста (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
5. |
Сберечь и сохранить свои корни (жилище, хоз. постройки народа мари) (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
6. |
Священные рощи мари (5-8 кл., 9-11 кл.) |
7. |
Видеофильм «Чумбылат» (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
Перечень лекций, посвященных выдающимся личностям
1. |
Жизнь и творчество Н.А. Заболоцкого. (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
2. |
«Пока жива память» (жизнь и творчество И.А. Бердинского) (5-8 кл., 9-11 кл.) |
3. |
Зрители довольны – я счастлива! (о творчестве оперной певицы Окуневой-Ластовки) (5-8 кл., 9-11 кл.) |
4. |
Жизнь и творчество М. Емельянова (поэта – уроженца Сернурского района) (5-8 кл., 9-11 кл.) |
5. |
Жизнь и творчество писателя П.П. Лукова. (5-8 кл., 9-11 кл.) |
6. |
Жизнь и творчество Ф.П. Шабердина (скульптора, музыканта) (5-8 кл., 9-11 кл.) |
7. |
Жизнь и творчество Дим. Орая. (5-8 кл., 9-11 кл.) |
8. |
Жизнь и творчество Й.Кырля. (5-8 кл., 9-11 кл.) |
9. |
Жизнь и творчество поэта Антонова Ивук (5-8 кл., 9-11 кл.) |
10. |
Пейзажи в творчестве В.Зорина (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
11. |
Таланты д. Тумерсола (лекция, видео) (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
12. |
Жизнь и творчество Ш.Осыпа (5-8 кл., 9-11 кл.) |
13. |
Музыкант –флейтист В.Шапкин (5-8 кл., 9-11 кл.) |
14. |
Певец Сернурской земли (А.Т.Январев) (5-8 кл., 9-11 кл.) |
15. |
Художники Сернурского района (обзорная) (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
16. |
Ученые Сернурского района (обзорная) (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
17. |
Писатели Сернурского района (обзорная) (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
Перечень лекций, посвященных знаменательным датам
1. |
Международный день птиц. (6-7 лет, 1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
2. |
День космонавтики. (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
3. |
День Национального Героя. (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) |
4. |
День марийской письменности (лекция с презентацией) (1-4 кл.,5-8 кл., 9-11 кл.) |
5. |
День архивов в России (5-8 кл., 9-11 кл.) |
6. |
Международный день грамотности (с диктантом) (1-4 кл., 5-8 кл) |
7. |
День Земли (1-4 кл., 5-8 кл) |
8. |
4 ноября – день национального единства (5-8 кл., 9-11 кл.) |
9. |
День российской печати (5-8 кл., 9-11 кл.) |
10. |
День марийской письменности (1-4 кл., 5-8 кл.) |
11. |
День почты в России (1-4 кл., 5-8 кл.) |
12. |
День птиц (1-4 кл., 5-8 кл.) |
13. |
День российской науки (5-8 кл., 9-11 кл.) |
14. |
День толерантности (5-8 кл., 9-11 кл.) |
15. |
День святого Валентина (мастер-класс по изготовлению валентинок) (1-4 кл., 5-8 кл.) |
16. |
Международный день птиц (1-4 кл., 5-8 кл.) |
17. |
Всемирный день защиты животных (1-4 кл., 5-8 кл.) |
18. |
Международный день музеев (1-4 кл., 5-8 кл.) |
19. |
Международный день – 8 марта (игра-викторина «Собери цветок» ) (1-4 кл., 5-8 кл.) |
Музейно-образовательная программа
«Сернур в судьбе поэта Н.А.Заболоцкого»
Цели музейной программы:
- популяризация творческого наследия Н.А. Заболоцкого;
- приобщение обучающихся школ к историко-культурному наследию Сернурского района.
Задачи музейной программы:
- ознакомление школьников с Сернурским периодом жизни Н.А. Заболоцкого;
- изучение старинных народных игр;
- духовно-нравственное воспитание;
-гражданско-патриотическое воспитание.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов школ
План проведения программы
п/п |
тема занятия |
место проведения |
продолжительность |
педагог |
1. |
Заболоцкие в Сернуре |
музей |
40 минут |
Гусева Т.М. |
2. |
Коля Заболоцкий – ученик Сернурского двухклассного земского училища |
музей |
40 минут |
Гусева Т.М. |
3. |
Урок изобразительного искусства. Иллюстрирование стихотворений Н.А. Заболоцкого. |
Сернурская средняя школа №2 |
40 минут |
Савинцева Г.В. |
4. |
Урок литературы |
Сернурская средняя школа №2 |
40 минут |
Индюкова Р.Ю.
|
5. |
Пешеходная экскурсия «По местам Н.А. Заболоцкого |
п. Сернур |
1 час |
Гусева Т.М. |
|
Итого |
|
3 часа 40 минут |
|


Мастер-классы
1. |
Мастер-класс по изготовлению открыток (аппликация) |
2. |
Мастер-класс по марийской национальной кухне (выпекание блинов в печи) |
3. |
Мастер-класс по изготовлению кисточек к марийским поясам |
4. |
Мастер-класс по марийской традиционной вышивке Л.В.Веткиной |
5. |
Мастер-класс по прядению нитей из шерсти |
6. |
Мастер-класс по ткачеству холста |
7. |
Мастер-класс по изготовлению кукол из мочала |
8. |
Мастер-класс по изготовлению кулонов из бересты |
9. |
Мастер-класс оригами по изготовлению фигурок из бумаги |
10. |
Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги |



