Март 2018

Март 2018

 Отчет о деятельности музейно-выставочного комплекса
за март 2018 года

 

Жить, любить, гореть!..

18 февраля нашей землячке, заслуженной артистке России, народной артистке Марий Эл Маргарите Егоровне Медиковой исполнилось 55 лет. В честь ее юбилейной даты в Сернурском музейно-выставочном комплексе им. А. Конакова организована выставка, знакомящая посетителей музея с жизнью и театральным творчеством актрисы.

На выставке можно увидеть фотографию Маргариты Медиковой, театральные афиши из репертуара Национального театра им.М. Шкетана, книгу «Илышнам ме шкеак модына» («Жизнь свою играем сами»), изданную в декабре 2019 года, автором которой является Маргарита Егоровна Медикова сама.

Малая родина Маргариты Медиковой – деревня Шургуял (Шӱргыял) Сернурского района. Мечта деревенской девушки «выступать на большой сцене» исполнилась в 1980 году, когда она поступила на актерское отделение ГИТИСа им. А.В. Луначарского. 5 лет студенческой жизни пролетели быстро, и с 1985 года по сегодняшний день Маргарита Егоровна – одна из ведущих актрис Национального театра им. М. Шкетана, создающая разнохарактерные образы драматического и комедийного плана.

«Вулкан страстей», «актриса мирового уровня», способная сыграть любую роль… Она выходит на сцену, еще не произносит ни одной фразы, а ты уже не можешь оторвать от нее глаз, с первой секунды плененная этим могучим темпераментом» - так глубоко и точно охарактеризована мастерами театрального искусства артистическая работа М.Е. Медиковой.

Ею созданы такие роли, как председатель колхоза Товашова из «Оза вате» Миклая Рыбакова, Ямбика из «Ош кече йымалне» В.Абукаева-Эмгак, Рая и Нюра из драмы А. Пудина «Анахорет-шамыч», Лизы из драмы К. Коршунова «Пӱрыдымӧ пӱрымаш» и др.

Талант комедийной актрисы М.Е. Медикова всесторонне раскрыла в образах Мария (В.Шекспир «Латкокымшо йӱд»), сваха Фекла Ивановна (Н.Гоголь «Женитьба»), богатой вдовушки Эчан вате (С.Николаев «Салика») и др.

Высоко было оценено исполнение М.Медиковой роли Лоухи, хозяйки Похъелы, в финском эпосе «Калевала» (1997). Режиссер-постановщик спектакля Пааво Лиски (Финляндия) сказал об актрисе: «Маргарита Медикова — актриса мирового уровня. У нее прекрасные физические и голосовые данные, огромная способность перевоплощаться. Это очень эмоциональная актриса».

М.Е. Медикова удостоена почетного звания "Народный артист Республики Марий Эл», а в 2005 г. присвоено звание "Заслуженный артист России", является лауреатом Государственной премии Республики Марий Эл имени М.Шкетана, лауреатом театральной премии им. Йывана Кырли.

1

 

День кукольника

13 марта  площадка выставочного зала Сернурского музейно-выставочного зала была предоставлена юным мастерицам из Сернурской средней школы №1. В этот день пятиклассницы собрались на мастер-класс по изготовлению кукол из лоскутков и подручных материалов. Причиной тому - Международный день кукольника, который отмечается 21 марта. А провела с ними занятие педагог дополнительного образования Дома детского творчества Елена Владимировна Попова.

В начале мероприятия она ознакомила девочек-рукодельниц с историей создания славянских кукол, их значением, продемонстрировала заранее изготовленные куклы-обереги. Из уст Елены Владимировны они узнали, что куклы, изготовленные своими руками,  являются не только игрушками, но и несут магическую силу. В древние времена славяне при рождении каждого ребенка из подручных материалов (береста, тряпичные лоскутки, разноцветные нитки, деревянные поленушки и т.д) мастерили куклы, так называемые обереги. Делали их без иголки и ножниц. Нельзя было ни порезать, ни уколоть. Ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Такую куклу-игрушку еще до рождения ребенка клали в пустую колыбельку, чтобы обжить, обогреть спальное место. А когда малыш появлялся на свет, то куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница, бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Кукла как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала от сглаза и всяких болезней. А затем она передавалась из поколения в поколение.

Также были обрядовые куклы, которые мастерились специально к какому-либо большому празднику, а затем сжигались в ритуальном огне.

Следующая разновидность куклы - Кукла-Крупеничка. Она - оберег семьи на сытость, достаток в семье. При сборе нового урожая эту куклу наполняли свежим зерном пшеницы или крупы и хранили в красном уголке. Бывало, такая кукла в неурожайные годы спасала семью от голода.

Куклу-Шестиручку хозяйки дома даже привязывали к своим пояскам, чтобы любая работа в шесть рук спорилась и добавляла им умения и сноровки.

Были Куклы-Травяницы. Они наполнялись разными душистыми травами, и на ночь клались под подушку.

При  изготовлении любых кукол неукоснительно соблюдалось одно правило – у славянских кукол нельзя было изображать черты лица. Считалось, что куклы с чертами лица могут привлечь в дом негатив.

После обстоятельного ознакомления и просмотра фильма-презентации о куклах-оберегах из фонда музея, юные рукодельницы под руководством мастера по куклам Елены Поповой сами смастерили куклу-оберег из тряпичных лоскутков. Некоторые девочки успели и рассказ составить о своей «любимице», а затем поделиться перед своими подружками.

2

 

Открытка пусть радостью станет

Хотите узнать, как поздравляли в 70-90 гг. ХХ века  с 8 Марта милых девушек, мам и бабушек? Тогда вы обязательно должны посетить Сернурский районный музей по улице Советская, д.72.

В честь Международного женского дня 8 Марта в Сернурском музее им. А. Конакова для посетителей открыта выставка «Открытка пусть радостью станет». В выставочных витринах демонстрируются 114 открыток. Открытки не только красивы. Они позволяют проследить историю празднования женского праздника в нашей стране.

Выставленные открытки охватывают периоды с 1965 по 1995 годы. Надо отметить и то, что в советские времена открытки имели стандартный размер 10,5х14,5 см.

Основными сюжетами открыток являются весна и цветы, женщина-мать. Имеются несколько сюжетных картинок с милыми зверятами и героями советских мультфильмов. Через цветы и образ женщины раскрываются светлое пробуждение природы, развитие жизни. От них веет теплом, радостью, в душе пробуждается ностальгия по ушедшим временам. Надо отметить, что каждый открыточный ряд времен СССР имеет глубокую сюжетную линию, несет художественное осмысление данного периода.

В коллекции выставки имеется одна единственная открытка на марийском языке. На ней на голубом фоне изображена лучезарная девушка в марийском наряде с букетом из пяти роз. Авторское право открытки принадлежит Министерству связи России, издана  тиражом 0,1 млн. штук издательским центром «Марка» в 1992 году.

Поздравительные открытки 70-90 гг. прошлого века отличались скромностью, порой, может быть, были не очень яркими, но они для каждого адресата были такими долгожданными, душевными. Ведь подписывались вручную, а, значит, несли какую-то энергетику отправителя. Такие открытки обычно дарились не при встрече, а пересылались по почте – не по электронной, а настоящей, и несли в себе частичку тепла от близкого человека.

Рассматривая эти открытки, возможно, у кого-то из молодых людей в дальнейшем появится желание поздравить любимую девушку, маму или бабушку – Женщину с большой буквы - не только смс-ками через электронную почту, но и написанной шариковой ручкой задушевными поздравительными словами почтовой открыткой. И, будьте уверены, это будет настоящим сюрпризом для адресата!

 3   4

 

 Из истории весов

С 27 марта Сернурский музейно-выставочный комплекс им. А.Конакова в увлекательной форме знакомит своих посетителей с историей взвешивания. В одном из его залов открыта выставка старинных весов, где представлены старинные весы из фондов музея, коллекции М.Е. Шиляева, Ю.А. Ахтямова. Также на выставку представлены экспонаты Сернурским хлебозаводом и Сернурским райпо.

Листая страницы истории весов, узнаем, что впервые они были изобретены египтянами еще 7000 лет назад и представляли собой простейшие равноплечевые весы, к концам которых на нитях были подвешены чаши. Для определения веса предмет клали на одну чашу, а другую наполняли грузами, служившими общепринятыми эталонами веса.

Сегодня весы используются практически во всех отраслях жизнедеятельности человека. Современные весы могут показать, сколько весит человеческий волос или чему равен вес букв, начертанных чернилами на листе бумаги.

В России же единые меры веса были введены в 996 году князем Владимиром. Его же Указом с сего года ежегодно начали проводить проверку весов. А в 1723 году Петр I издает Указ о том, чтобы муку, крупу, солод и толокно продавать на вес, «а ежели у кого явится фальшивая мера и весы, оный будет жестоко оштрафован».

На музейной выставке представлены весы коромысловые, безмены (в старину их называли «пуд»), аптечные, складские, системы Беранже (их в народе еще называют «уткой»), кухонные, настольные циферблатные торговые и другие. К ним дополнены гири, различные бумажные кулёчки и пакеты, денежные купюры разных времен. Есть фотографии, где запечатлен процесс торговли в системе Сернурского районного потребобщества. К примеру, фото 1939 года, за прилавком буфета Сернурского общепита – Н.Е. Смышляев, на фото 1975 года запечатлена продавец Нижне-Рушенерского магазина Зоя Ямбаева в момент обслуживания покупателей. 

На выставке можно увидеть весы 19 века и советских времен, современные кухонные, без которых не обходится ни одна домохозяйка. Сотрудники музея, при вашем желании, через видео-презентацию проведут вас по летописи весов.


 5   6

 

Шабдар Осып – писатель, ученый, педагог

26 марта в Сернурском музейно-выставочном комплексе им. А.Конакова открыта выставка «Шабдар Осып – писатель, ученый, педагог», посвященная 120-летию со дня рождения уроженца дер. Малая Лужала Сернурского района, видного марийского литератора и просветителя Иосифа Архиповича Шабдарова.

Посетители через музейные экспонаты могли ознакомиться с жизнью и творчеством писателя, его литературным наследием. На выставке также можно было увидеть газетные материалы, исследовательские работы о Шабдаре Осыпе видных марийских ученых С.Я. Черных, Т.Г. Апатеевой и А.А. Асылбаева, старинные фотографии, знакомящие с разными периодами учебы и работы Шабдара Осыпа, его семьей, коллегами по перу.

7   8

 

Уста-влак ийла вошт эртат»
(Знаменитости проходят сквозь годы)

 27 марта сотрудники Сернурского музейно-выставочного комплекса провели мероприятие «Уста-влак ийла вошт эртат» («Знаменитости проходят сквозь годы»), посвященное 120-летию со дня рождения писателя и поэта, драматурга и литературного критика, просветителя и учителя, уроженца дер. Малая Лужала Сернурского района Иосифа Архиповича Шабдарова. В истории марийской литературы он навечно остался под псевдонимом Шабдар Осып.

Писатели и поэты, ценители художественного слова, культработники, представители общественности Сернурского района возложили цветы к памятнику-бюсту Шабдара Осыпа напротив районного дома культуры и к мемориальной доске на стене музейно-выставочного комплекса им. А. Конакова.

Продолжение мероприятия проходило в районном музее. В стенах данного здания И.А. Шабдаров учился с 1918 по 1922 годы.

В музее была организована выставка книг, документов, газетных материалов, исследовательских статей, связанных с жизнью и творчеством Шабдара Осыпа. Сотрудник музея Наталья Яндулова через фильм-презентацию ознакомила гостей с жизнью марийского классика.

Поэтесса и заслуженная учительница Зинаида Ермакова рассказала о творческом наследии Шабдара Осыпа.

Всегда, когда речь заходит о Шабдаре Осыпе, перед глазами поэта, члена союза писателей России Анатолия Мокеева встает мама, читающая книгу «™дырамаш корно» и уголком платка смахивающая наворачивающие слезы. А еще он вспоминал, как будучи школьником старательно, с ответственностью готовил роль Кориша из повести «Кориш» для показа на сцене деревенского клуба.

По словам Елизаветы Марченковой, учительницы иностранных языков Мари-солинской школы, а ныне находящейся на заслуженном отдыхе, литератур-ведческие статьи Шабдара Осыпа актуальны и в настоящее время, особенно те, где педагог пишет о чистоте родного языка, культуре марийского народа.

Поэту Сергею Шабдарову присужденная в 90-х годах районная литературная премия им. Шабдара Осыпа стала как бы путеводной звездой для дальнейшего творческого роста. После этого он издал несколько поэтических сборников. Поэзией увлеклась и его дочь.

Светлыми воспоминаниями поделились учителя родного языка и литературы Софья Альбертовна Рослякова и Валентина Петровна Казанцева, бабушки которых были знакомы с Шабдаром Осыпом, его семьей и рассказывали, как в 1937 году после ареста их земляка прятали его книги, о нем самом говорили лишь в близком кругу шёпотом, да и то оглядываясь.

В этот день в музее звучали песня-ода «Йывырте!» на стихи Шабдара Осыпа,  его стихотворения.

Восторженной неожиданностью для всех стал просмотр видеосюжета с празднования 100-летия со дня рождения Шабдара Осыпа, который проходил в Мустаевской средней школе в 1998 году и широко отмечался марийской общественностью. Через кадры фильма талантом Шабдара Осыпа и его неиссякаемой энергией восхищались марийский народный поэт Семен Николаев, ученые литераторы Семен Яковлевич Черных, Елизар Николаевич Мустаев, артисты, видные руководители Сернурского района и республики.

Светлое имя и произведения Шабдара Осыпа и сегодня живут в сердцах его земляков. Его имя присвоено Мустаевской школе, одной из улиц Сернура и Йошкар-Олы, на месте родного дома в Малой Лужале поставлен памятный гранитный камень, открыты мемориальные доски на стенах Мустаевской школы и Сернурского районного музея.

  9   10

 

Copyright © 2014 МБУК "Сернурский музейно-выставочный комплекс им.А.Конакова"